Как выбрать самого искушенного производителя шин

Журналист @ авто на mail.ru Илья Фишер погрузился в историю самых известных шинных производителей.

Весна – традиционное время задуматься о смене шин. Хорошо, если комплект летней резины уже ждет вас в гараже. В противном случае впереди непростой выбор.

Как выбрать самого искушенного производителя шин

Сегодня в ознаменование начала сезона мы предлагаем коротко вспомнить историю производителей, продукцию которых вы сможете встретить в шинном магазине.

Шинная отрасль нынче переживает не самые лучшие времена. Продажи автомобилей, если брать в глобальном масштабе, падают. Требования безопасности и экологии к производителям шин ужесточаются с каждым годом все больше. А «зеленые» вдобавок заставляют утилизировать всю продукцию, выпущенную за много лет. Снова расходы…

Бывали у производителей автомобильных покрышек и более оптимистичные времена, когда и с конкуренцией было проще, и всяких заковыристых законов, которые приходится блюсти, на рынке было меньше. «Когда же это было?» — спросите вы. Да совсем недавно, буквально на рубеже XX века.

Сегодня, в преддверии начала сезона смены резины, мы решили вкратце вспомнить историю нескольких ведущих шинных концернов, чтобы вы смогли составить собственный эмоциональный табель о рангах производителей покрышек.

Красный гид Michelin. А при чем здесь шины?

Взяв старт в 1889 году, шинная компания Michelin до сих пор, помимо производства и продажи шин для любых видов техники, издает туристические путеводители, гиды по отелям и ресторанам, дорожные карты и атласы. Этой деятельностью французский концерн известен по всему миру едва ли не больше, чем производством шин.

Нынче Группа Мichelin со штаб-квартирой в Клермон-Ферране представлена в 170 странах мира, насчитывает 67 заводов, расположенных в 17 странах, включая и Россию.

В Группе насчитывается порядка 111 700 сотрудников по всему миру. Все научные исследования и разработки осуществляются в Технологических Центрах Michelin с подразделениями в Европе, Северной Америке и Азии.

Как выбрать самого искушенного производителя шин Впоследствии братья меняют эскиз, в итоге получается фигурка человечка из шин.

Честно говоря, на чем построен авторитет, позволяющий этому производителю шин оценивать лучшие в мире рестораны, нам совершенно непонятно. Почему звезды не присуждает Pirelli или, например, Yokohama — в Италии и Японии тоже найдутся отличные закуски. И тем не менее, любой из нас будет долго вспоминать ужин в ресторане хотя бы с одной звездой Michelin, не говоря уже о двух или, о боги, о всех трех звездах.

Cвою компетентность, как производителей съемных пневматических шин, братья Андре и Эдуард Mишлен доказывали в 1895 году, лично участвуя в гонке Париж-Бордо-Париж на автомобиле «Молния». Едва не сгорев по дороге, братья финишируют последними. Однако они доказали, что пневматические шины выдерживают вес автомобиля, а также могут успешно применяться на велосипедах и фиакрах. Говорят, что Эмиль Левассор — победитель гонки на автомобиле собственной конструкции — был удивлен и так прокомментировал ситуацию с братьями Мишлен: «Они проиграли эту гонку, но выиграли этот день».

В 1937-м Michelin внедряет стальной каркас шин. Новый продукт более устойчив к перегреву и нагрузке.

Первая в мире шина со стальным, а не текстильным кордом называлась Metalic и предназначалась для грузовиков. Научные исследования 1946 года приводят к впечатляющему технологическому прорыву — радиальной шине. В отличие от диагональной шины новинка безопаснее, выигрывает в топливной экономичности и сроке службы. Первая радиальная шина выпускается в 1949 году под названием MICHELIN X.

Как выбрать самого искушенного производителя шин В течение нескольких лет этот автомобиль считался передовым изобретением для безопасного тестирования шин на высоких скоростях.

В 2015-м компания выводит на рынок MICHELIN CrossClimate — первую летнюю шину с зимним сертификатом. А в 2017 году Michelin представляет революционный прототип «шины будущего» под названием Vision. Протектор цельной безвоздушной шины, созданной из прочных биоразлагаемых материалов, при износе можно будет напечатать на 3D-принтере.

Что касается спортивных побед, то и здесь Michelin не было равных. Многие годы и до сих пор компания шефствует над многими спортивными сериями и чемпионатами, одерживая победы в самых громких из них, начиная от Формулы 1 и гонок на выносливость в Ле-Мане, заканчивая Чемпионатом мира по ралли и ралли-рейдами Париж-Дакар. А в 2006-м Группа Michelin вошла в пятерку крупнейших компаний мира, имеющих наилучшую репутацию.

Автогонки и девушки Pirelli

Начало «резиновой» империи Pirelli в 1872 году положил Джованни Батиста Пирелли. По инициативе молодого и талантливого инженера в Милане основана компания по производству и продаже эластичной резины под названием G.B. Pirelli & C.

Пирелли выпускал мячи, калоши, плащи, шапочки для купания, резиновые перчатки и прочие медицинские приспособления, пока в Милане не появились первые автомобили.

Так, в 1890 году на миланском предприятии Пирелли запущен цех по производству покрышек. За первые два года работы с покрышками компания вошла в пятерку ведущих мировых производителей шин.

Как выбрать самого искушенного производителя шин За первые два года работы с покрышками компания Pirelli вошла в пятерку ведущих мировых производителей шин.

Ставку на автоспорт сделали в самом начале. В 1907 году стартовал ралли-рейд по маршруту Париж-Пекин (17 000 км), в котором победили итальянцы Сципион Борхес, Луиджи Барзини и Эттор Гизарди на автомобилях, оснащенных покрышками Pirelli. А дальше было множество различных соревнований и побед, включая единоличное шефство Pirelli на Формуле 1.

Представители семейства Пирелли оказались дельными бизнесменами, они не складывали «все яйца в одну корзину». Такая политика не только спасла компанию во время Первой мировой войны, когда руководство концерна обосновалось в швейцарском Базеле, а предприятия работали в разных странах, но и не позволила Муссолини национализировать бизнес в конце 20-х. Зарубежные филиалы Pirelli диктатору оказались не по зубам.

К 1950 году компании удалось полностью восстановить самостоятельность и мощности после двух мировых войн и фашистского режима в Италии. На шинном рынке становилось тесно, уже в первое послевоенное десятилетие значительно усилилась конкуренция. Продолжались и гонки, автоспорт Pirelli одной из первых компаний определила одним из важнейших маркетинговых ресурсов на будущее.

Шины Pirelli широко используются в авто- и мотоспорте. С 1950 по 1991 год компания присутствовала в Формуле 1 (с перерывами). Результат — 45 побед, 46 поулов, 55 быстрейших кругов и 1162,2 очка. С 2008 года в чемпионате мира по ралли установлена монополия на шины Pirelli. С 2011 года и по сей день компания остается единственным официальным поставщиком шин чемпионата мира в классе Формула 1 и Формула 2. И все же главным маркетинговым ноу-хау Pirelli оказались не гонки, а знаменитый календарь.

История календарей Pirelli началась в 1963 году.

Сотрудники британского офиса компании сделали новогодние подарки своим состоятельным клиентам, для чего напечатали календарь с высокохудожественными фото полуобнаженных моделей. Возможно, разразившаяся чуть позже сексуальная революция многим обязана именно этой идее.

Как выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шинКак выбрать самого искушенного производителя шин В календаре на 2020 год «В поисках Джульетты» фотограф Паоло Роверси вдохновлялся шекспировской драмой, а помогали ему в этом Клэр Фой, Миа Гот, Крис Ли, Индиа Мур, Росалия, Стелла Роверси, Яра Шахиди, Кристен Стюарт и Эмма Уотсон.

Модели были прекрасны, фотографии — тоже. В календаре не было ни слова о шинах или резиновых кабелях, тем не менее, впоследствии идея принесла компании несопоставимые с затратами дивиденды в виде мировой известности. Позже аналитики рекламного рынка назвали проект с календарем лучшим рекламным ходом столетия.

Признаться, о спортивных достижениях Pirelli, а также о календарях в сети можно почерпнуть массу информации. Другое дело — шинные ноу-хау. Эту тему многие источники деликатно обходят стороной. Длинных списков громких изобретений за Pirelli, увы, не числится. Хотя это не значит, что компания пренебрегает научными исследованиями. Просто кто-то должен заниматься незаметной и монотонной работой по медленному, но непрерывному совершенствованию качеств продукта, обкатывая поступательные улучшения в том же автоспорте. Иначе говоря, Pirelli совершенствует уже придуманное.

Сегодня концерн Pirelli занят производством телекоммуникационных и силовых кабелей (60% от общего объема продаж) и продолжает с успехом выпускать автомобильные покрышки. Шинное подразделение включает 24 предприятия по всему миру. По статистике, каждый второй новый Ferrari и Porsche, каждый третий Mercedes и решительно все модели Jaguar оснащены шинами Pirelli. Кроме того, шины Pirelli входят в первичную комплектацию автомобилей Audi и BMW.

Ветеринар из Белфаста (Dunlop/Goodyear)

Джон Бойд Данлоп — ветеринар из Шотландии, придумавший и запатентовавший пневматические шины, сумел превратить удачное бытовое изобретение в многомиллиардную индустрию.

Бренд Dunlop представлен на российском рынке компанией ООО «Данлоп Тайр СНГ», имеет обширную дилерскую сеть и продается по всей России. А история изобретения пневматической шины сегодня выглядит как легенда. Якобы в 1888 году ветеринар приглядывал за сынишкой, который катался на трехколесном велосипеде. Но как только мальчуган выезжал на брусчатку, отцовское сердце не находило себе места — цельнолитые шины детского «велика» напрочь лишали ребенка комфорта, скорости и удовольствия от езды.

Здесь Данлопу в голову и пришла идея – обернуть колесо своеобразной камерой, склеенной из нескольких полос резины, и наполнить ее воздухом.

Так появился первый прообраз современной шины. А езда сразу же стала комфортнее при том, что хорошее сцепление резины с дорогой никуда не делось.

Как выбрать самого искушенного производителя шин Приклеенные к колесу велосипедные шины накачивались обычным насосом для футбольного мяча. Фото: National Museum of Scotland

Предприимчивый Данлоп в том же году запатентовал изобретение и организовал производство пневматических шин, основав в 1889 году компанию Dunlop Pneumatic Tyre Company. И пока Michelin в 1891 году не придумала съемные шины, ветеринар выпускал свое изобретение в первозданном виде — приклеенные к колесу велосипедные шины, которые накачивались насосом для футбольного мяча.

Успех компании был впечатляющим. Всего за несколько лет Dunlop, помимо Дублина, начала производить велосипедные, а позже и автомобильные, шины сразу на двух заводах — в Ханау (Германия), где нынче находится один из исследовательских центров, и в Мельбурне (Австралия). Чуть позже открывается производство в США. Вскоре бренд узнали во всей Западной Европе, в США и Канаде, других регионах.

В компании не скупились на научные исследования. Быть может, именно поэтому Dunlop считается первопроходцем в шинном деле.

Вот лишь часть изобретений:
— Dunlop первой использовала резиновые и стальные шипы на протекторе;
— cпециалисты Dunlop первыми разбили протектор автопокрышки на несколько рядов, что при сохранившемся сцеплении с дорожным покрытием значительно повысило износостойкость покрышки;
— боковые грунтозацепы — изобретение инженеров Dunlop;
— специалисты компании первыми воплотили в жизнь идею бескамерной автомобильной шины;
— именно в научном центре Dunlop впервые создали водоотталкивающую резиновую смесь для создания зимних шин (моделей Graspic, SJ4 и др.) без шипов противоскольжения. Иначе говоря, придумали «липучки».

Как выбрать самого искушенного производителя шин Сегодня бренд может похвастать не только целым рядом рекордов скорости, установленных в разные годы различными гонщиками и каскадерами, но и целой серией побед в 24 часах Ле-Мана. Фото: Le Mans

Инноваций было много. В 1922 году, через год после кончины Джона Бойда Данлопа, в производстве шин использовали стальной шарик и текстильный корд, что едва ли не втрое увеличило долговечность шин. В 1948-м Dunlop показывает бескамерную шину с самоуплотняющимся слоем для предотвращения потери воздуха при повреждении резины. И если вы не знали, когда появилась первая устойчивая к проколу бескамерная шина, то это произошло в 1973 году c появлением модели Denovo. Обнаружение эффекта аквапланирования — тоже заслуга технической команды Dunlop. Ответом на открытие стала запатентованная шина с обозначением SP 68, имеющая более плотную сетку срезов на протекторе и водоотводящие канавки — Aquajets, которые стали настоящим прорывом в безопасности вождения.

Для проверки новых идей Dunlop активно использует автоспорт. В Формуле 1 марка обосновалась с момента основания Чемпионата. Среди заслуг компании можно выделить, например, первую «дождевую» покрышку, созданную в 1956 году. Два года спустя шинники впервые применили нейлоновый корд, благодаря которому масса покрышки сократилась на треть. А еще чуть позже вошел в оборот искусственный каучук. Благодаря ему скорость круга существенно возросла.

Впрочем, промышленная империя Dunlop зиждилась не только на автомобильных покрышках. Концерн изрядно преуспел и в прочих областях: его заводы производили тормозные системы, напольные покрытия, спортивный инвентарь, обувь и одежду. Создание аэрокосмического и авиационного подразделений изрядно подстегнуло инженерию в целом. Концерн отправляет резину не просто в небо — в космос!

В 60-е могущество компании пошло на спад. На пятки наступали конкуренты – Goodyear и Michelin, которые тоже времени даром не теряли.

Как выбрать самого искушенного производителя шин Промышленная империя Dunlop зиждилась не только на автомобильных покрышках. Фото: Dunlop

Эксперты полагают, что неудачи Dunlop начались с неверной оценки дальнейшего спроса на радиальные шины. Но это были лишь первые проблемы. Ничего, кроме долгов не принес и союз с Pirelli, оформленный совместным соглашением в 1971 году. Развод с итальянцами через десять лет для британцев означал усугубление кризиса.

Через сотню лет существования компания подошла к банкротству. Началась постепенная распродажа активов. Сегодня Dunlop Tyres является частью крупнейшего шинного альянса: фактически 75% ее акций принадлежит Goodyear Tire and Rubber Company, а остальные 25% — Sumitomo Rubber Industries. Однако инновации не прекратились и под внешним управлением. Например, в 1999 году британцы придумали систему контроля давления в шинах Warnair, устанавливаемую сегодня даже на автомобили среднего класса…

Кто придумал протектор (Firestone/Brigestone)

Богатым наследием американского бренда Firestone, некогда считавшегося крупнейшим мировым производителем шин, cегодня безраздельно пользуется японский концерн Brigestone, который поглотил американцев в 1988 году. Торговец конными повозками из Огайо Харви Файерстоун основал шинное производство — компанию Firestone Tire&Rubber Co — в августе 1900 года. На первом его заводе работало 12 человек.

Сегодня Firestone Tire and Rubber Company — североамериканская компания, базирующаяся в штате Теннесси — производитель шин для легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, тяжелых грузовиков и автобусов. В середине XX века Firestone оказалcя крупнейшим производителем шин в мире и лидером в производстве шин для автоспорта.

Можно сказать, что Харви Файерстоун заново изобрел колесо, начав в 1908 году выпуск шин с противоскользящим рисунком протектора, улучшающим сцепление с дорогой (является промышленным стандартом и сегодня). В 1911-м случилась первая победа автомобиля с шинами Firestone в гонках Indy 500. А во время Первой мировой войны Firestone оказывается первопроходцем в индустрии грузоперевозок.

Как выбрать самого искушенного производителя шин

В 1920-м Firestone совершенствует свой метод изолирования шинных кордов от внутреннего нагрева шины.

Тогда впервые в истории гонок Indy 500 победа достигается всего на одном комплекте шин. А уже через два года начинается производство первой в мире шины низкого давления с повышенной износостойкостью протектора и, как следствие, повышенной проходимостью по сравнению со среднестатистической шиной.

В 1930-м Файерстоун презентует первую пневматическую шину низкого давления для сельхозтехники. Это колесо уже не дает такой дикой вибрации и жесткости. Растет экономичность, сцепление и комфорт вождения становятся очевидными преимуществами новинки. В 1940-м, теряя из-за войны поставки натурального каучука, Firestone разрабатывает синтетический каучук и начинает производить шины для военной техники. Не забывая при этом регулярно выигрывать Indy 500, уже на шинах из искусственного каучука.

Спрос на шины растет, и в 1955-м компания производит почти 500 тысяч килограмм каучука в день, став крупнейшим производителем в мире. 1965 год — презентация широких низкопрофильных шин для автомобилей с высокими эксплуатационными характеристиками. И как результат — новый мировой рекорд скорости на шинах Firestone, установленный болидом с реактивным двигателем на соляном озере в Бонневиль, штат Юта, — 576.553 миль в час!

Как выбрать самого искушенного производителя шин

Кстати, первые радиальные шины с технологией run-flat, позволяющей проехать на спущенном колесе до 80 км, тоже дело рук Firestone (1975 год).

В 1983 году компания устроила настоящую революцию в производстве радиальных шин. С этого момента и по сегодняшний день все автомобили, производящиеся на территории США, комплектуются только радиальными шинами. А в 1988-м Bridgestone и Firestone объявляют о создании совместного производства, чтобы затем слиться в единый концерн.

Шины для тяжелого климата

История компании Nokian Tyres, очень популярной в России и зачастую неизвестной во многих других странах мира и даже Европы, началась в 1898 году в Хельсинки с завода по производству изделий из резины. Казалось бы, XIX век — все по-взрослому. Но речь пока идет о галошах, до покрышек еще четверть века. В 1904 году производство переносится в город Нокиа, где в 1924 году и начинается производство велосипедных шин. Автомобильные покрышки появляются в ассортименте компании Suomen Gummitehdas Oy только в 1932 году. Шина называется Kesäpinta («летняя покрышка»). Знания и оборудование для производства шин экспортированы из США инженером Энсио Салменкаллио. Первая партия шин составила всего несколько десятков килограммов, но к 1934 году завод уже работал в три смены.

Быть может, вы удивитесь, но первая в мире зимняя шина появилась в 1934 году именно здесь. Это своего рода революция на рынке шин.

Покрышка получила имя Kelirengas (в переводе «шина для определенной погоды»), а предназначалась она для автобусов и грузового транспорта. Ее задачей стало обеспечение тяги в глубоком снегу, для чего разработали специальный глубокий протектор, а в центральной части шины использовали блоки зигзагообразной формы с острыми краями, разделенные глубокими продольными канавками.

Это изобретение позволило улучшить проходимость транспорта зимой и отказаться от неудобных в использовании цепей противоскольжения. И если Kelirengas предназначалась только коммерческому транспорту, то в 1936-м начали производство зимней шины и для легковушек.

Первая такая шина получила название Lumi-Hakkapeliitta. Блоки протектора новой модели были, как и в Kelirengas, расположены поперек, но их сложный рисунок обеспечивал шине более широкий функционал. Помимо высоких сцепных свойств на снегу, шина обеспечивала сцепление на льду и гравии, а развитые канавки протектора хорошо очищались от снега и грязи. Подобные усиленные и многослойные рисунки протектора широко использовались в компании вплоть до середины 50-х.

Как выбрать самого искушенного производителя шин

Как отдельная и самостоятельная компания Nokian Tyres стала известна с 1988 года.

До этого она была «резиновым» подразделением Nokia наряду с дивизионами по деревообработке и электротехнике.

Как выбрать самого искушенного производителя шин

Особенных высот финская компания не достигла, сосредоточившись больше на выпуске шин для стран с длинной и снежной зимой. Однако в России и в Скандинавии каждое следующее поколение зимней шины Nokian Hakkapeliitta пользуется отменным спросом. Компания выпускает шины у себя дома в Нокиа, а также на заводе в российском Всеволожске под Санкт-Петербургом. Причем домашние объемы производства существенно скромнее — 6 против 14 млн штук. Это подтверждает, что главным рынком для Nokian Tyres по-прежнему остается Россия.

Вы спросите, что же дал финский концерн шинной отрасли в целом? Зимний протектор. А кроме того, финны то и дело усовершенствуют форму, материалы, размеры и способы посадки шипов. Так, например, в феврале 2014 года компания Nokian Tyres представила первую в мире зимнюю шину с выдвигающимися шипами.

Источник: @ авто на mail.ru

Источник

Метки:

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован *

Больше нет статей