Круглая история – как делают шины

Несмотря на внешнюю простоту современная шина является очень сложным продуктом, для производства которого нужно осуществить множество высокотехнологичных операций.

Круглая история – как делают шины

Изготовление резиновой смеси

От свойств резиновой смеси во многом зависит поведение шины на дороге, ее сцепление с различными типами поверхности, сопротивление истиранию, эластичность, реакция на окружающую температуру.

Рецептура смеси зависит от назначения покрышки. Летняя шина радикально отличается от зимней, а внутри сезонных классов модели различаются по скоростным качествам, прочности, морозоустойчивости и множеству других параметров.

Основным компонентом резиновой смеси служит каучук. Натуральный продукт получают из сока каучукового дерева – гевеи, плантации которой есть только в некоторых климатических зонах Южной Америки и Азии. Синтетический каучук впервые получили еще в 30-х годах прошлого века, и к сегодняшнему дню удалось создать большую гамму образцов с широким диапазоном свойств. Но полностью отказаться от уникальных свойств натурального каучука шинники не спешат. В частности, нордические зимние шины обязаны ему высокой эластичностью и сцеплением в сильные морозы.

Круглая история – как делают шины

Важным элементом является силика, она же диоксид кремния. Она отвечает за эластичность шины, сцепление на мокрой поверхности и морозоустойчивость.

Масла смягчают резину и делают ее более однородной. В устаревших и современных бюджетных моделях шин использовались канцерогенные высокоароматичные нефтяные масла. Но в последнее время все чаще используются натуральные растительные компоненты, например рапсовое масло. Есть и более экзотичные варианты, например компания Yokohama применяет апельсиновое масло, объясняя это тем, что его молекулярная структура близка к строению каучука и идеально смешивается с ним.

Технический углерод, а попросту сажа, служит наполнителем и связующим элементом. Именно он придает шинам характерный черный цвет.

Сера применяется в процессе вулканизации, когда сырая аморфная резина превращается в прочный и упругий материал. Дополнительными вулканизирующими элементами являются оксид цинка, стеариновые кислоты и ряд других компонентов.

Всего же в составе резиновой смеси могут содержаться десятки различных веществ.

Изготовление компонентов

Первоначально изготавливаются заготовки в виде резиновых лент для центральной части и боковин. Они производятся методом экструзии (шприцевания), когда резина выдавливается через узкую продолговатую стальную форму. Элементы каркаса шины делаются из длинных стальных и синтетических нитей.

Круглая история – как делают шины

Сборка

Сборка шины осуществляется на вращающемся барабане, края которого могут сближаться. Собираемая шина здесь подобна обернутому вокруг цилиндра полотну с протектором и боковинами по краям – на одной плоскости.

Сначала на барабан наматывается внутренний герметизирующий слой из синтетического каучука, он удерживает воздух в покрышке подобно камере.

Следующим слоем будет каркас из обрезиненных текстильных нитей, уложенных строго перпендикулярно вектору движения (за что шина и называется радиальной).

По краям полотна укладываются две резиновые ленты, в которые позже обернут и зафиксируют бортовые кольца из жгутов стальной проволоки. Эти кольца являются частью «скелета» шины, позволяют сохранять ее форму и помогают монтировать покрышку на диск. Затем вокруг колец оборачиваются края каркаса.

Круглая история – как делают шины

Далее по бокам полотна наносятся две резиновые ленты – будущие боковины. После чего края барабана сходятся, центр становится выпуклым, а многослойный цилиндр теперь уже напоминает по форме шину.

На центральную часть накладывается еще один элемент «скелета» – лента брекера из обрезиненных стальных нитей.

Теперь настала очередь очень важного элемента – резиновой ленты над брекером, которая скоро станет протектором.

Круглая история – как делают шины

Затем надо придать шине окончательный вид в пресс-форме и одновременно запустить процесс вулканизации, чтобы заготовка стала привычной резиной.

Финальной частью является многоступенчатый процесс проверки шины, поиска дефектов, при необходимости отбраковки. После этого шины отправляются на склад.

Роботы и рабочие

В качестве примера можно привести работу шинного завода в Европе. Он принадлежит компании Pirelli и находится не в Италии, как можно ожидать, а в небольшом немецком городе Бройберге, расположенном почти в центре страны. Первое впечатление снаружи – чистые корпуса и зелень вокруг, а главное, отсутствие тяжелого запаха резины. В Германии строгие экологические нормы, и шинники выполняют их безукоризненно. Справедливости ради следует сказать, что немецкие стандарты строго соблюдаются и на фирменных производствах в России, о чем свидетельствует завод Continental в Калужской области.

Круглая история – как делают шины

Рецептура резиновой смеси здесь весьма сложная, особенно у зимних спортивных моделей, в частности, линейки SottoZero. Эту смесь создатели называют «интеллектуальной» за ее способность подстраиваться под температуру воздуха в диапазоне от +7 до -40 С, сохраняя оптимальные сцепные свойства. В составе используются три вида каучука. Натуральный каучук улучшает управляемость, бутадиеновый уменьшает износ, а стирол-бутадиеновый обеспечивает сцепление.

На заводе есть три вида производства. На первом широко используется ручной труд, а весь цикл производства покрышки – от подготовительного этапа до вулканизации занимает шесть дней. Здесь традиционно шумно, жарко и стоит сильный запах горячей резины – пусть в рамках экологических норм, но все равно неприятный.

Следующее производство называется Flexy. Ручной труд здесь используется гораздо меньше – многие работы на себя взяли автоматы.

Круглая история – как делают шины

Гордостью компании является полностью автоматическое производство MIRS. Здесь производственный цикл составляет не несколько дней, а 72 минуты. В помещении в момент осмотра не было ни одного человека, только непрерывно движущиеся красные промышленные роботы. Вокруг очень чисто и тихо. Именно этим роботам доверили производить самые высокотехнологичные и дорогие шины, в том числе и Pirelli SottoZero.

Источник

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован *

Больше нет статей